Фрагмент для ознакомления
2
Исторические условия, повлиявшие на формирование эстетических взглядов Аристотеля, Буало и Лессинга
Аристотель жил в IV веке до н.э., в классический период Древней Греции. Его эстетические взгляды на формы сложились под влиянием культурного расцвета афинского общества, где драматургия, скульптура, архитектура и поэзия достигли высочайшего уровня. В это время финская демократия создала условия для активной интеллектуальной деятельности, что положило начало развитию философии, искусства и науки. Аристотель, ученик Платона, опирался на труды своего учителя, но отличался от него в трактовке искусства. В отличие от Платона, который считал искусство вторичным в отношении к идеальному миру, Аристотель признавал уровень мимесиса (подражания) как центральный элемент искусства. Трагедии Софокла и Эсхила, эпические поэмы Гомера также оказали влияние на его эстетические идеи.
Никола Буало жил в XVII веке, в эпоху классицизма, когда в искусстве доминировали строгие правила, гармония и рационализм. Буало, как и другие представители классицизма, был вдохновлен античной традицией, особенно эстетикой Аристотеля и Горации. Это было время сильно централизованного абсолютистского государства, управляемого Людовиком XIV, при котором искусство часто использовалось для создания власти. Буало в своем «Поэтическом искусстве» стремился установить универсальные правила для литературы, уделяя особое внимание порядку, ясности и соблюдению жанровых правил. Французский двор также способствовал развитию искусства, что усилило стремление к строгости и универсальности в творчестве.
Готхольд Эфраим Лессинг жил в XVIII веке, в эпоху Просвещения, когда разумное мышление, критика традиций и вера в прогресс ограничивают подъем. В Германии, которая в то время состояла из числа низших княжеств, было стремление к национальной идентичности через культуру и искусство. Лессинг выступал против догматизма и правил, наложенного классицизма, и в то же время активно выступал против влияния французской эстетики. Он отверг строгость жанровых канонов, утверждающих, что искусство должно стремиться к передаче эмоций и переживаний. Его работа «Лаокоон» была направлена на разграничение визуальных и литературных искусств, на то, чтобы отразить дух его времени — стремление к более глубокому пониманию художественного творчества и роли искусства в обществе.
2. Обучение о форме и содержании (Аристотель)
Аристотель в своей «Поэтике» развивает единство формы и содержания, которое является основополагающей для его понимания искусства. Для Аристотеля форма — это структурная организация произведения искусства, то, как оно сделано, его состав и последовательность элементов. Содержание — это то, что произведение повторяет его смысл и идею.
В форме и содержании искусства неразрывно проявляется: через форму выражается выражение содержания, и это единство определяет художественную ценность произведения искусства. По мнению Аристотеля, важнейшей частью искусства является передача реальности посредством мимесиса (подражания). Художественное произведение должно не просто копировать внешний мир, выражать глубинные закономерности жизни и человеческих эмоций, создавать иллюзию правдоподобия.
Особое внимание Аристотель показывает сцену трагедии. Он предлагает шесть элементов трагедии, которые определяют ее форму: фабула (сюжет), характеры (герои), мысль (идеи), дикция (язык), мелопея (музыка) и зрелище. Главным элементом является фабула, от которой зависит всё произведение. Какова бы ни была форма организации этих элементов, мы должны поддерживать содержание — трагическую тему, катарсис через жалость и страх.